Туроператоры и турагенты остро нуждаются в сотрудниках, чьи таланты и особые компетенции помогли бы удержаться на плаву и выиграть в конкурентной схватке. Требования растут, а подобрать отвечающих им людей непросто. Как решают проблему участники туррынка?
Ищут, не могут найти
Кто бы мог подумать еще пару лет назад, что крупным туроператорам-массовикам вдруг понадобятся узкоспециализированные менеджеры по таким странам, как Гамбия или Оман? Однако в этом году участники рынка, обладающие подконтрольными авиаактивами, один за другим заявляют чартерные программы на пока еще недостаточно раскрученные и малоизвестные российским путешественникам направления. Помимо вышеупомянутых в ассортименте игроков появились Ямайка, Катар, танзанийский остров Занзибар. Шаг, конечно, вынужденный – потенциал для дальнейшего роста на популярных маршрутах ограничен, а самолеты аффилированных перевозчиков нужно где-то задействовать.
У туроператоров два варианта закрыть позицию специалиста по редким странам – или хедхантинг – переманить менеджера у нишевой компании или вырастить собственного. Для крупных игроков рынка предпочтительнее второе, считает гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная. «Перепрофилируем спецов по другим направлениям, обучаем их, отправляем в ознакомительные поездки. Это более эффективно и менее затратно, чем брать человека со стороны, которого придется адаптировать к нашим технологиям работы», – поясняет она.
Еще одна насущная потребность туроператоров – креативные менеджеры по турпродукту. Рост на рынке, наметившийся в последние год-полтора, остановился. Это ясно уже хотя бы из того, что даже наиболее склонные к экспансии игроки не намерены расширять полетные программы в следующем летнем сезоне. А значит, придется еще ожесточеннее конкурировать за путешественников, число которых не прибавится. Причем не только друг с другом, а еще и с глобальными онлайн-площадками, которые динамично совершенствуют свои технологии продажи размещения, авиаперевозки, прочих услуг. «У туроператоров остается один главный козырь – создание турпродукта, который автоматика не способна производить и выдавать через роботизированные поисковики», – говорит руководитель ClickVoyage Игорь Козлов. Задача – не просто следовать за рынком, а самим определять его тренды. Поэтому высок спрос на продукт-менеджеров, умеющих формировать востребованные уникальные предложения и при этом адаптировать их для продаж через систему онлайн-бронирования. Такой специалист должен чувствовать и понимать актуальные потребности путешественников. И предложить отвечающий им вариант, который те не найдут у других туроператоров и вряд ли смогут забронировать самостоятельно по адекватной цене.
Что касается других востребованных позиций, то по-прежнему в цене менеджеры по работе с агентствами. В условиях жесткой конкуренции от этих людей требуется умение донести до розничных партнеров преимущества своей компании, а также поддерживать с ними прочные отношения. Не теряет актуальности работа программистов. Им необходимы опыт и знание специфики IT-решений в туротрасли, говорят эксперты. Нужны и маркетологи – креативные и с хорошими аналитическими способностями.
Теперь о зарплатах. Труд специалистов оценивается индивидуально, оплата на формально одинаковых позициях может отличаться в разы – оценивается вклад конкретного человека в финансовые результаты компании. Если не брать в расчет руководящие должности, то талантливый творец турпродукта может зарабатывать с учетом надбавок и бонусов 150–160 тыс. руб. в месяц. А в пик «высокого» сезона – и до 250 тыс., делятся информацией эксперты. При этом на тех же позициях доходы сотрудников, не хватающих звезд с неба, редко превышают 60–70 тыс. руб.
Хлеб с маслом или без
Для розничного турбизнеса серьезной встряской в последние год-два стало массовое урезание туроператорами размера комиссионного вознаграждения. «Соответственно сократилась и та часть доходов менеджеров, которая начисляется с продаж. Многие опытные специалисты ради более высоких зарплат уходят из туризма в другие отрасли, найти подходящих сотрудников сейчас гораздо сложнее, чем четыре-пять лет назад», – говорит Сергей Толчин, директор по продажам «НТК Интурист», контролирующего и собственную сеть турагентств.
Другая проблема – несоответствие компетенций соискателей реальным потребностям розничных турфирм. На кадровом рынке сейчас в избытке предложение менеджеров по бронированию, однако с развитием технологий нужда в них всё меньше. Гораздо актуальнее становится поддержание лояльности постоянной клиентуры и привлечение новой. Прогрессивные турагентства ориентируются на современные инструменты продвижения через Интернет, SEO-оптимизацию своих сайтов и т. п. Им нужны активные продажники, способные формировать и поддерживать клиентскую базу с помощью новых технологий. Эти специалисты должны активно продвигать услуги своей компании через профильные группы в соцсетях и мессенджерах, общение на форумах, не стесняться провести презентацию, уметь написать продающую статью для сайта и т. д. «Стоимость таких сотрудников на рынке достаточно высока. Например, в городах юга России они могут рассчитывать на доход от 40 тыс. до 100 тыс. руб., что весьма неплохо даже по столичным меркам», – отмечает руководитель «Руссо Туристо» Андрей Якубов. Впрочем, совместить столь широкий набор компетенций в одном человеке непросто, признают наблюдатели. Найти сотрудника, способного и готового выполнять столько задач, – большая удача.
Добавим, пассивным продажникам, бронирующим путевки для клиентов, которые обращаются в турагентство по рекламе или через колл-центры, сейчас приходится довольствоваться весьма скромными суммами. В регионах им готовы платить 15–25 тыс. руб. в месяц, в Москве и крупных городах – редко более 40 тыс. с учетом всех бонусов.
***
Как видим, на рынке труда совмещаются две тенденции. С одной стороны, есть спрос на узких специалистов, с другой – нужны «универсальные солдаты». Найти и тех и других в готовом виде крайне сложно. Остается растить специалистов из числа наиболее талантливых собственных сотрудников. Но как их потом удержать? Это уже другой вопрос, который тянет на отдельную статью.
Дмитрий Солдатенков