Известные личностиПыль и пепел истории

Ирод великий

окаянный

О существовании библейского царя Ирода знают, наверное, все. Как минимум, что он – «окаянный». Хотя в истории этот правитель числится, как Ирод Великий. Собственно, в династии иродиадов были и другие Ироды, и тоже несимпатичные. Например, по приказу Ирода Антипы был обезглавлен Иоанн Предтеча. Но такого пиара, как у Ирода Великого, больше ни было ни у кого. И в первую очередь, благодаря Матфею, создавшему царю имидж кровожадного «антигероя», повинного в истреблении младенцев.

О других «достижениях» Ирода поведал в своих трудах историк Иосиф Флавий, и очень подробно, потому что Ирод действительно был личностью неординарной. История его воцарения – сложная геополитическая комбинация, чтобы разобраться в которой нужно вникать аж в конфликт Цезаря с Помпеем, в результате которого Антипатр, отец Ирода стал прокуратором Иудеи, «подвинув» правящую династию Хасмонеев. Они были воинственными и амбициозными, захватывали окрестные земли и обращали покоренные народы в иудаизм. Антипатр, будучи правителем Идумеи, небольшого царства на юге Израильскго нагорья, принял власть и веру иудеев, но решил свою тактическую неудачу конвертировать в стратегическую победу. И сами Хасмонеи создали ему для этого условия.

Воинственность представителей династии проявлялась не только на дальних рубежах, но и внутри семьи. Два царственных брата, не сумев мирно поделить корону после смерти отца, решили продолжить спор с оружием в руках, каждый со своей армией. Иудея всегда была очень важным регионом для Римской империи, логистически и экономически, и на нее постоянно норовили напасть парфяне. Поэтому римляне под предлогом «наведения порядка» ввели войска и назначили своего поместного ставленника руководить строптивыми иудеями.

Практически став у руля государства, Антрипатр пристроил своего 25-летнего сына Ирода на должность губернатора Галилеи. Еще после целого ряда договоренностей, интриг и военных столкновений Ирод стал царем Иудеи, которая тогда уже полностью находилась под властью Рима. Надо отдать должное Ироду, он сумел так наладить отношения с имперской верхушкой, что Иудея пользовалась, как бы сказали сегодня, автономными правами. Но, конечно, позиция назначенного царя в глазах народа, была зыбкой. Во-первых, он занимал этот пост не по праву происхождения, и, во-вторых, он не был евреем. Чтобы упрочить свой статус, Ирод женился на прекрасной Марианме, внучке первосвященника из рода Хасмонеев. До сего дня актуальный способ натурализации.

Она была не единственной женой царя, но в Мариамну он был не просто влюблен, он был одержим ею. Зная это, царица иногда демонстрировала свое превосходство над мужем, вызывая его ярость. Но расположения жены Ирод искал постоянно и с этой целью назначил ее брата Аристобула первосвященником.

Народ с такой радостью воспринял представителя дома Хасмонеев на этом посту, что Ирод занервничал и увидел в популярности шурина угрозу для себя. Надо сказать, что при всех своих достоинствах царь был абсолютным параноиком, во всем видел заговоры и всех подозревал в желании подержать его за горло. Чтобы чувствовать себя в безопасности, он даже построил крепость-дворец Масаду, способную выдержать любую осаду. Архитектурно и инженерно это был абсолютно современный комплекс: с помощью виадуков осуществлялось водоснабжение, обеспеченный запас воды в подземных хранилищах позволил на горе в пустыне разбить сады и оборудовать бассейны, кладовые ломились от запасов продуктов и вин, а прекрасные фрески услаждали взор.

В Масаду Ирод и пригласил Аристобула под каким-то благовидным предлогом. После обильного ужина с возлиянием хозяин предложил гостю искупаться, и тот совершенно неожиданно утонул в бассейне. У самого Ирода было алиби на время «несчастного случая», но неоднозначность этого происшествия и волнения народных масс были такими, что Ирода вызвали в Рим «на ковер». И хотя с Марком Антонием, к которому частично перешли полномочия убитого Юлия Цезаря, у Ирода были хорошие отношения, уезжая, он приказал одному из доверенных лиц убить Мариамну, если с ним что-то случится. Дабы не досталась она никому! «Любимой» жене стало известно это распоряжение, в чем вернувшийся Ирод увидел доказательство ее любовной связи с источником информации.

Сестра царя Саломея, ненавидевшая невестку и конкурировавшая с ней за влияние в семье, постоянно накручивала братца в его подозрениях и сумела убедить, что Марианма, желая предотвратить нежелательный для себя сценарий кончины, решила отравить мужа. Самое умное, что придумал Ирод – казнить царицу. После чего приказал забальзамировать ее тело в меду, и, если верить Иосифу Флавию, «часто навещал ее». С какой целью, неизвестно, но скорбел он действительно сильно и в честь Марианмы построил в Иерусалиме башню. Вообще строил Ирод очень много, за что в некоторых источниках назван «величайшим строителем в еврейской истории». Например, город и порт Кесарию, масштабы которых впечатляют и в XXI веке, и, конечно, важнейший проект правителя – реконструкция Второго Храма.

«Ирод Великий». Джеймс Тиссо, 1886 год

После убийства жены паранойя Ирода только увеличилась. Он даже приказал задушить собственного сына от Марианмы, когда тот сделал попытку сблизиться с армией. Этот жестокий поступок до такой степени испортил репутацию царя, что проблема внутреннего восстания стала актуальной, как никогда. Рассчитывая на защиту Рима и пытаясь укрепить свои связи с имперским руководством, к тому времени уже в лице императора Августа, Ирод приказал водрузить на Храме орла – римский штандарт. Это было прямым оскорблением иудейской веры, и группа молодых максималистов сбила его, за что поплатилась жизнью по приговору царя. Он жестко пресекал любые попытки внести разброд и шатания в выстроенную им систему управления, но она базировалась, в основном, на страхе. В том числе, на страхе Ирода за свою жизнь.

Ему таки удалось дотянуть до естественной смерти. Умер жестокий царь от болезни, которую Иосиф Флавий описывает так: «У Ирода опухли и чесались гениталии, от стал смердеть, его внутренности были поражены, а дыхание было смрадным». Предчувствуя скорую кончину, Ирод отдал приказание арестовать 70 иудейских старейшин и убить их в день своей смерти. Он не сомневался, что евреи будут скорбеть за казненными пленниками, и часть этой скорби кармически достанется ему. Ответственность за реализацию этого «мудрого» решения Ирод возложил на свою сестру Саломею, но она оказалась умнее, чем он ожидал, и отпустила старейшин по домам, как только царственный братец испустил дух.

После его смерти император Август разделил Иудею между тремя сыновьями Ирода, у которых не было ни силы, ни воли, ни хитрости, ни жесткости отца. Их совместные действия и бездействия привели к иудейскому восстанию и разорению Иерусалима римлянами.

В промежутке между этими событиями произошло еще одно – эпическое — молодой человек накануне Пасхи пришел в Иерусалим с группой сподвижников,

поддерживающих новую религиозную доктрину, и был распят как смутьян. Описывая его жизненный путь, в одном из канонических Евангелий Матфей обвинил царя Ирода в покушении на жизнь младенцев, рожденных в одно время с главным героем повествования. С точки зрения современной истории это была некоторым образом драматизация сюжета. Нет других источников, подтверждающих этот библейский акт жестокости, да и умер Ирод в 4 году до н.э. Скорее всего Матфей, пытаясь уподобить Иисуса Моисею, противостоявшего фараону, нашел в иудейском истории прекрасного кандидата на роль «антигероя». И по делам.

.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»