Дорога и транспортПыль и пепел истории

Первые городские общественные дилижансы

Истории про Николая I ...

В 1840-х годах в Петербурге появились первые городские общественные дилижансы. Появление этих омнибусов стало событием, они понравилось публике и каждый считал своим долгом прокатиться в них, чтобы иметь возможность поговорить со знакомыми о впечатлениях, испытанных при путешествии.

Успех этого предприятия, дешевизна и удобства передвижения стали известными императору Николаю I. И он пожелал лично убедиться в этом. Гуляя однажды по Невскому и встретив дилижанс, он сделал знак остановиться и влез в него.

Хотя было тесно, но место нашлось, и государь доехал до Адмиралтейской площади. Здесь он хотел выйти, но кондуктор его остановил:

— Позвольте получить гривенник за проезд?

Николай Павлович оказался в затруднительном положении: денег с собою он никогда не носил, а из спутников его никто не решился или догадался предложить ему денег. Кондуктору ничего не оставалось, как принять честное слово императора.

А на другой день в контору дилижансов камер-лакей доставил десять копеек с приложением двадцати пяти рублей на чай кондуктору.

***

Великий, грозный, кровавый и даже окаянный — как только ни называли человека, который единолично управлял Россией. За Николаем Первым прочно закрепилась слава деспота и солдафона, превратившего всю Россию в большую казарму. Однако воспоминания современников свидетельствуют — временами чувство юмора у Николая Павловича было совсем не казарменное. Еще несколько курьезных историй про Николая I ниже…

***

Однажды при посещении тюрьмы Николай Павлович зашел в отделение каторжников. Здесь он расспросил каждого, за что тот сослан на каторгу.

— По подозрению в грабеже, ваше величество! — говорили одни.

— По подозрению в убийстве! — отвечали другие.

— По подозрению в поджоге, — докладывали третьи.

Одним словом, вину никто не признал: все говорили про подозрения.

Государь подошел к последнему арестанту. Это был старик с густою бородою, загорелым лицом и мозолистыми руками.

— А ты за что? — спросил государь.

— За дело, царь-батюшка! За дело! Во хмелю был да в драке приятеля убил, в висок хватил его…

— И что же теперь? Жалеешь, как видно?

— Как не жалеть, государь-батюшка! Как не жалеть! Славный человек был, упокой, Господи, его душу! Семью его осиротил я! Не замолить мне греха этого вовеки!

— А на родине у тебя кто-нибудь остался? — поинтересовался государь.

— Как же, — отвечал старик, — жена-старуха, сын больной, да внучата малые, сиротки. И их загубил я от проклятого винища. Вовек не замолю греха моего!

После чего император громким голосом повелел:

— Так как здесь все честные люди и виновных только один старик этот, то чтобы он не портил этих «заподозренных» людей, удалить его из тюрьмы и отправить на родину к родным.

***

В 1837 году Николай Первый в первый раз пожелал посетить Кавказ.

Из Керчи он отправился на пароходе в Редут-Кале — крепость к северу от Поти, хотя осенью жестокие бури бывают на Черном море. Однако государь не отменил поездки, опасаясь кривотолков в Европе, где пристально следили за его здоровьем и делами.

Когда стихия разыгралась не на шутку, встревоженный Николай Павлович начал петь молитвы, заставляя подпевать композитора Львова, автора музыки к гимну «Боже, Царя храни!». Император благоволил ко Львову и часто брал с собой в поездки.

— Я не имею никакого голоса, — говорил насмерть перепуганный бурей Львов.

— Не может быть, — отвечал развеселившийся от вида трясущегося музыканта государь, — ты же говоришь, а стало быть, голос никуда не пропал.

***

Николай I любил ездить быстро и всегда на превосходном рысаке. Однажды, при проезде государя по Невскому проспекту, какой-то человек, несмотря на оклики кучера, едва не попал под экипаж императора, который даже встал в дрожках и схватил кучера за плечи.

При этом государь погрозил нарушителю пальцем и жестом подозвал его к себе. Но тот махнул отрицательно рукою и побежал дальше. Когда ослушника нашли, доставили во дворец и привели к императору, тот спросил его:

— Это ты так неосторожно сунулся под мою лошадь? Ты знаешь меня?

— Знаю, ваше императорское величество!

— Как же ты осмелился не послушаться своего царя?

— Виноват, ваше императорское величество…некогда было…у меня жена в трудных родах мучилась…и я бежал к повивальной бабке.

— А! Это причина уважительная! — сказал государь. — Ступай за мною!

И он повел его во внутренние покои к государыне.

— Рекомендую тебе примерного мужа, — сказал он ей, — который, чтобы оказать скорее медицинскую помощь жене своей, ослушался призыва своего государя. Примерный муж!

Ослушник оказался бедным чиновником. Этот случай стал началом счастья всей его семьи.

***

Иногда шутки не нужно было и придумывать. Полковник Засс, немец по происхождению, выдавая замуж дочь, хотел, чтобы она носила двойную фамилию, где Засс было бы на первом месте. Правда, господин полковник неважно знал русский язык; фамилия жениха была Ранцев, а дело, естественно, происходило в России… Высочайшим указом Николай I повелел: молодоженам носить фамилию Ранцев-Засс.

***

Николай I, как и его брат Александр I, много путешествовал.

Однажды на подъезде к уездному городу Чембару Николай сломал руку и вынужден был задержаться для лечения. Идя на поправку, император захотел увидеть местных чиновников.

Те явились пред императорские очи в новой, давно не надевавшейся форме, давно для них тесной; при шпагах; выстроились по старшинству, со шляпами в вытянутых по швам руках. Николай внимательно осмотрел всю шеренгу и, милостиво улыбаясь, сказал губернатору по-французски:

— А ведь я их всех отлично знаю!

Губернатор, зная, что император никогда не был в Чембаре, спросил:

— Когда же вы изволили лицезреть их, ваше величество?

— В Петербурге, в театре, в очень смешной комедии «Ревизор».

***

Император Николай Павлович называл своей главной опорой дворянство и строго, но по-отечески ласково относился к благородным недорослям.

Прогуливаясь однажды по Невскому проспекту, он как-то встретил студента, одетого не по форме: шинель накинута на плечи, шляпа ухарски сдвинута на затылок; неряшливости были заметны и в нем самом.

Государь остановил его и сурово спросил:

— На кого ты похож?

Студент смутился, всхлипнул и робко произнес:

— На маменьку…

И был отпущен рассмеявшимся государем.

В другой раз Николай Павлович приехал в Дворянский полк, где готовили к офицерской службе юных дворян. На фланге стоял кадет на голову выше отличавшегося высоким ростом государя. Николай Павлович обратил на него внимание.

— Как твоя фамилия?

— Романов, ваше величество,— ответил тот.

— Ты родственник мне? — пошутил государь.

— Точно так, ваше величество, — вдруг ответил кадет.

— И в какой степени? — спросил государь, рассерженный дерзким ответом.

— Ваше величество — отец России, а я сын ее, — не моргнув глазом ответил кадет.

И государь изволил милостиво расцеловать находчивого «внука».

 

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»