Туристические агенства и туроператоры

Будни турагента

или... НЕ ХОДИТЕ ДЕТИ... РАБОТАТЬ В ТУРИЗМ

Точнее дети — как раз ходите. А вот на месте любого взрослого я бы семь раз отмерила прежде, чем рубить с плеча.

Иногда кого-либо из моих знакомых так и подмывает пойти работать в туризм. Пожалуй, многие отрасли снаружи выглядят более привлекательными, чем изнутри, но туризм бьёт все рекорды.  А что?! Сиди себе за компом, про всякие страны-острова рассказывай, путёвки бронируй, в бесплатные путешествия наведывайся — и за это ещё и платят?! Восторг!

Когда ко мне приходят на собеседование люди без релевантного опыта, в первую очередь я задаю вопрос: почему вы хотите работать в туризме?

В большинстве случаев я слышу ответ:
— Я люблю путешествовать, узнавать про разные страны и острова и общаться с людьми!

И в большинстве случаев для меня собеседование окончено. Этот человек разочаруется в первые две недели, а я просто потеряю на нём время. Потому что работа в туризме — это не про путешествия. Не про «страны и острова». И уж точно не про удовольствие от общения с людьми.

Давайте разберёмся, почему?

1. Тщательно разрабатывать путешествие для себя, любимого, две недели листая отзывы, предвкушая очаровательные местечки и уютные номера отелей — это одно. Делать всё тоже самое для пяти людей за день, трое из которых скажут что-то вроде: «мы уже купили в другом месте», или «я подумаю, спасибо», — и пропадут навсегда — совсем другое.

2. Знать о том, что на Филиппинах есть волшебные Шоколадные холмы, на которых живут очаровательны долгопяты-тарширы, а ещё там шикарные пляжи, самые вкусные в мире ананасы и манго — недостаточно. Если вы работаете в туризме, вам придётся знать, что находится всё это на острове Бохоль, главный порт и аэропорт называется Тагбиларан (код IATA — TAG), а жить туристы на самом деле будут на примыкающем острове Панглао. Добираться они туда будут или с паромов на острове Себу, аэропорт которого на самом деле находятся на примыкающем острове Мактан (код IATA — CEB), а вот паромный причал — на самом Себу. А ещё хорошо бы знать время трансфера из аэропорта в порт; что сообщение производят 5 паромных компаний, и время перехода между островами от одного до двух часов, в зависимости от выбранного парома; и у каких из пяти авиакомпаний, осуществляющий перевозку из Москвы до Себу с одной пересадкой (а не двумя), и по каким дням — лучшие стыковки и адекватные цены. Добавьте сюда вишенки на торте, вроде «у какого из отелей пологий вход в воду для ребёнка», «у какого — хороший сноркелинг» и вы поймёте, что информация бывает разной степени интересности и красочности. Большая часть людей отсеивается уже просто на перечислении географических названий.

Что, впрочем, не удивительно. Некоторые наши клиенты до сих пор не могут выговорить маршрут своего полёта, хотя путешествие уже давным-давно успешно закончилось: Москва — Абу-Даби — Джакарта — Уджунгпанданг (Макассар) — Соронг (Раджа Ампат, провинция Западное Папуа / Ириан Джайя, Индонезия). Им достаточно, что всё это можем выговорить мы.

3. Общаться с людьми интересно, пока не начинаешь работать в сфере обслуживания. И особенно — в туризме.

Во-первых, это продажи, а не общение. Причём продажи в очень тонкой сфере — эмоциональной. Мы продаём не тур, не отель. Мы продаём эмоции от отдыха, а разным людям нужны разные эмоции. От одного и того же отеля, яхты, экскурсии у разных людей могут быть совершенно разные впечатления. «Куда ты нас засунула?! Там были какие-то лодки, нас везли по какому-то озеру, потому посадили на каких-то мелких лошадей, мы пёрлись на них в гору — чтобы посмотреть на ещё одно озеро, да ну…» — «О! Это было так круто!! Представляете, вначале нас повезли на национальных лодочках по прекрасному озеру, потом там были местные лошадки, мы совершили восхождение верхом и фотографировали второй кратер! Такие виды! Столько эмоций! Это было так классно!» — Это два реальных отзыва об экскурсии на Тааль — на самый маленький вулкан мире в кратере другого вулкана. Точнее, на его озеро в кратере вулкана, который стоит в озере в кратере другого вулкана.

Во-вторых, в целом, российские граждане склонны уважать врачей, юристов и преподавателей, а вот менеджеры по туризму в их сознании пока — халдеи на уровне официантов. Только ещё такие, которым не принято оставлять чаевые. Ты можешь вложить душу в поездку и не услышать даже «спасибо». А что, уплочено же?! Ты можешь совершенно бесплатно и по своей доброй воле помогать своим туристам в разборке с авиакомпанией на тему возврата денег за билеты, которые они купили сами ради экономии в 600 рублей — и услышать строгое «ну почему так долго, нельзя было это сделать ещё вчера?!»

Ты можешь поставить на уши весь рынок, спасая группу из 20 туристов от ситуации «купили невозвратные билеты, но остались без яхты из-за неаккуратности другой компании», чтобы в рекордные сроки найти им единственный (!) оставшийся адекватный вариант в их бюджет, договориться о цене, ещё и сэкономив им денег, — и точно лучше (!) по цене/качеству чем тот, который они бронировали себе до этого, — чрезвычайно гордиться своей работой, а вместо восторженного отзыва услышать, что они чрезвычайно недовольны твоей работой и вряд ли ещё когда-нибудь поедут отдыхать через тебя, потому что яхта оказалась с недостатками.

Добавьте к этому людей, которые приходят самоутверждаться. Людей, которые считают что 10 часов вечера пятницы или 11 утра субботы — лучшее время, чтобы пообщаться с менеджером по туризму на тему того, что случится с их программой через полгода, если на Землю внезапно высадятся инопланетяне или уточнить аналогичные срочные нюансы поездки. Добавьте к этому людей, которые звонят в половине пятого утра с другой стороны планеты и начинают орать на тебя благим матом с угрозами, потому что за ними не приехал трансфер, и в место того, чтобы по инструкции в программе позвонить принимающей стороне и спросить, где опаздывающий трансфер, они решили, что ты — обманувший их мошенник, кинувший их на полную стоимость тура и бросивший их в одиночестве в чужой стране. Или просто потому, что они пьяны и звонят рассказать, как у них всё хорошо.

К счастью, большинство туристов (особенно в моей компании) — прекрасные интересные люди. Но даже нескольких неадекватных случаев бывает достаточно, чтобы всерьёз подорвать свою веру в прекрасное человечество.

4. Туризм называют единственной отраслью, в которой ты ни за что не отвечаешь, но за всё несёшь ответственность.

О, да! Ты можешь безупречно составить и состыковать всю программу. Ты можешь восемь раз перепроверить все пункты и время с принимающей стороной и отелями, доведя их до истерики дополнительными сверками и напоминаниями. А потом всё полетит в тартарары, потому что авиакомпания отменила рейс, на яхте что-то сломалось, менеджер принимающей стороны забыл сообщить об изменении времени трансфера, в отеле случился овербукинг, ну или ответственный гид напился на дне рождения отца вечером накануне и проспал. И исправлять ситуацию (например — вскакивая на даче в 2 часа ночи и имея слабенький мобильный интернет под рукой в качестве единственного канала связи) и решать вопросы с недовольными туристами придётся тебе.

Не то, чтобы это происходило каждый день, но и не то, чтобы не происходило вовсе. А пиковые праздничные заезды вообще без сюрпризов, как правило, не остаются.

5. Стресс. В нашем скоростном цифровом мире счёт порой идёт на минуты. Вот сейчас есть такая цена на тур или билет, а через 15 минут — уже нет. «А вы же говорили, цена была ниже?!» — резонно замечает турист. Сейчас есть билет в системе, а через 2 минуты его нет. «А вы говорили, был же билет!», — резонно восклицает турист, не всегда готовый слушать разъяснения об авиакомпаниях, тарифах, классах бронированиях таксах и сборах и сменах курса в системе Амадеус. Вам пришлось уговорить его на новый расклад и продать ему билет подороже, а через две недели авиакомпания выкинула в сеть специальное предложение — и десяток удобных дешёвых билетов. А бывает, ещё и отель упал в цене из-за низкой загрузки. Объяснимся?!

6. Добавьте к этому уровень окладов ниже среднего, отсутствие соц. пакетов в маленьких компаниях, и ярко выраженную сезонность заработков. Можно ли зарабатывать хорошие деньги в туризме? Не сразу, но можно. И это так или иначе будут заработанные полноценным трудом деньги, а не выданные зарплаты за количество часов просиженных в офисе.

Много раз объясняя людям из других отраслей, как работает наш бизнес, и какую работу мы проделываем над индивидуальным путешествием, я слышала: «Ого! Ну вы процентов пятьдесят-то хотя бы на этом зарабатываете?!» Не зарабатываем. Стандартная маржинальность в туризме — 8-20%. До вычета банковских и иных накладных расходов.

7. Поскольку мы отмерили 6 раз, а я обещала седьмой: каково вам во взрослом возрасте придти на, казалось бы, простую и очевидную работу, с которой справляются сотни самостоятельных путешественников и внезапно… почувствовать себя полным лохом?! Совершать ошибки, получать нагоняи, слышать поучения от младших по возрасту и званию — и заново осваивать новое для себя дело? Любая учёба даётся очень нелегко, а состоявшемуся взрослому человеку, да ещё и в «младшей» по ощущениям отрасли — это ощутимый удар по самолюбию. Каково вам будет — внезапно почувствовать себя беспомощным и поначалу бесполезным?

Есть ли в этой профессии плюсы?! Для меня — полно. Иначе я бы не задержалась в ней уже 15 лет.

Но об этом как-нибудь в другой раз…

Ника Бирман

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть